Rss Feed

Вы здесь

Сергей Александрович Рачинский (1833-1902)

180 лет со дня рождения

Родился Сергей Александрович Рачинский 2(15) мая 1833 г. в селе Татево (Оленинский район Тверской области) в семье знатных дворян Баратынских-Рачинских. Воспитывался дома. В 1849-1853 гг. учился в Московском университете. Позднее он стал ученым ботаником, с 1859 по 1868 гг. преподавал в Московском университете физиологию растений.

Приезжая в родное имение, заинтересовался работой с учениками сельской школы, которую открыл в 1861 г. его отец. Управление школой он передал дочери Варваре Александровне.

Сергей Александрович увлекся педагогикой, чему посвятил всю свою оставшуюся жизнь. В своей автобиографии он записал: «С 1875 г. состою учителем Татевской сельской школы…». Возглавлял он ее до 1896 г., а преподавал в ней до последних дней жизни. Он построил для школы сначала новое деревянное здание «школы с общежитием», т.е. интернатом. В России это был первый опыт строительства школы-интерната для крестьянских детей. В конце XIX века начинает строительство новой школы из красного кирпича по оригинальному немецкому проекту. Заканчивает строительство уже его сестра. В 1902 г. она добивается присвоения школе имени С.А. Рачинского. Красавица-школа его имени и сейчас работает в селе Татево Оленинского района.
В школе Рачинского широко использовались приемы и методы народной педагогики, направленные на воспитание добросовестного труженика, хорошего семьянина, порядочного человека, а значит – патриота, создавались условия для такого воспитания. Большое внимание уделялось личности ученика, индивидуальному подходу.
С.А. Рачинский основной образовательный курс своей школы ограничивал русской грамматикой и арифметикой целых чисел. Центр тяжести в образовании  Рачинский переносил на формирование практических навыков и умений. Образование в Татевской начальной сельской школе длилось четыре года. Много внимания уделялось преподаванию Закона Божия.  Занятия по этому предмету проходили всегда в форме задушевной беседы. Сергей Александрович считал, что особенно эти уроки не должны быть сухими, нудными. Он сам читал с учениками по вечерам Ветхий и Новый Завет, на эти чтения часто приходили и сельчане.
Параллельно с преподаванием церковнославянского чтения велось также преподавание русского языка. Рачинский считал, что в результате правильного преподавания русского языка, сельский школьник должен овладеть умением выражать свои мысли без местных диалектных оборотов; умением читать стихи и прозу пушкинской поры; учащийся должен овладеть умением писать грамотно, без ошибок то, что бывает нужно в крестьянском быту: родственные письма, прошения. Рачинский формировал у воспитанников умение понимать и ценить художественную литературу, прививал хороший литературный вкус, навык к дальнейшей самостоятельной работе. Его ученики с наслаждением читали Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Жуковского, Аксакова и многих других авторов.
В программу начального сельского училища в Татево входило также обучение начальному «счислению», изучение четырех арифметических действий с целыми числами. При изучении арифметических действий Рачинский рекомендовал обратить внимание на решение письменных и устных задач. Главная цель, имеющая практическое приложение к крестьянскому быту, была – научить детей устному счету. Для сельского населения это умение было незаменимым как в торговле, так и в землемерных работах. Не только в Татевской, но и в других, открытых Рачинским школах, так велось преподавание. Сергей Александрович издал сборник «1001 задача для умственного счета», который пользовался большой популярностью в России и несколько раз переиздавался.
Помимо названных предметов, Рачинский вводил другие учебные занятия, значительно расширявшие кругозор учащихся и оказывавшие большое воспитательное влияние. Это уроки природоведения, сельского хозяйства, рисования, черчения. Выходя на природу, Сергей Александрович сочетал эти прогулки с познавательными рассказами из жизни растений, обращая внимание детей на премудрое устройство живых существ и на их удивительную красоту. По мнению учителя, любовь к природе, понимание ее красот – один из лучших плодов истинного образования.
Большое место уделялось также эстетическому воспитанию. Сергей Александрович в своей школе организовал хор, которым управлял сначала выпускник Смоленской духовной семинарии Л.П. Розов, а затем один из талантливых учеников школы.  Вскоре после открытия своей школы Рачинский стал вести курсы рисования и организовал художественную мастерскую высокого уровня.
Не случайно именно из стен Татевской школы вышел такой талантливый живописец, родом из простых крестьян, как  Н.П. Богданов-Бельский. Серия его картин посвящена Татеву, школе, учителю Рачинскому.  (Учитель изображен им на картине «Устный счет»).
Одной из важнейших составляющих педагогического процесса было трудовое воспитание. Созданная в школе атмосфера единой трудовой семьи позволяла детям сохранять любовь к нелегкому крестьянскому труду. Ребята участвовали в хозяйственных работах, помогали кухарке, рубили дрова, привозили с речки воду, поливали цветы, трудились на школьном огороде и т.д. Дети всегда выглядели бодрыми, неутомимыми, сосредоточенными, веселыми, открытыми. Такими их запомнили многочисленные посетители Татева.
В образовательной деятельности Рачинского много внимания уделялось индивидуальному, гуманному, личностному подходу к каждому из учащихся. Школа Рачинского является самой ранней и хорошо удавшейся попыткой создать систему воспитания для одаренных детей из крестьян.
При определении дальнейшей судьбы своих воспитанников Рачинский тщательно учитывал наклонности и способности ребят. Одни из них учились в духовных семинариях и даже поступали со временем в духовную академию, другие оканчивали фельдшерские курсы, живописные мастерские, ремесленные заведения, получали педагогическое образование и становились учителями в школах, открытых Рачинским. Многие становились управляющими, купцами, заводили свое дело. Сохранилась в архиве Российской национальной библиотеки обширная переписка татевского Учителя со своими разлетевшимися питомцами.
О множестве забот татевского учителя и напряженности его труда свидетельствует такой отрывок из его ответного письма главному наблюдателю церковных школ В.И. Шемякину, пригласившему Сергея Александровича к себе в гости отдохнуть: «У меня нет ни свободного времени, ни лишней копейки…. У меня на руках пять школьных учителей, двое юношей, готовящихся в учителя, пятеро живописцев, один семинарист, один ученик духовного училища и т.д. – всего до 20 человек».
Пожизненную пенсию, назначенную императором, Рачинский употребил на постройку новых школ. Занимался Сергей Александрович и большой просветительской деятельностью среди местного населения. Он проводил для взрослых собеседования в перерывах между утренней и обедней. Приглашал их в школу, где был накрыт стол и расставлены скамьи. Одной из самых горячих тем этих бесед была борьба с пьянством.
Понимая, что беседы не дают ожидаемого результата, он в 1882 г. создает общество трезвости, которое получило довольно широкое распространение особенно среди учителей его школ, местного населения. Главное в этой борьбе с пьянством – личный пример. Каждый давал обет: в течение года полное воздержание от спиртного. Через год добровольный обет повторялся. К концу XIX века в состав Тверского общества трезвости входило уже более 2 тысяч членов – представителей разных групп населения.
В области православной педагогики С.А. Рачинский явился зачинателем новой формы воспитания – школьного паломничества, т.е. духовно-просветительной поездки или похода к почитаемым святыням в том или ином монастыре. Его статья «Школьный поход в Нилову пустынь», подготовленная на основе дневниковых записей, была в свое время очень популярна. Это начинание было подхвачено многими церковными школами. Такие путешествия имели как образовательное, так и воспитательное значение.
Роль С.А. Рачинского в истории отечественной педагогики очень значима, она во многом актуальна и сегодня. Сергей Александрович всегда подчеркивал, что каждая школа есть живое и творческое дело взаимодействия учителей и учащихся. По его определению, «учительство в русской школе не есть ремесло, но призвание». Рачинский искал и находил в своих воспитанниках «искру Божию», верил, что она есть в каждом.
Глубокий патриотизм Татевского подвижника, его верность национальным ценностям и отечеству, стремление построить истинно народную школу воспринимаются нами как высокий гражданский подвиг одного из славных сынов России – С.А. Рачинского, народного учителя.

Нилова Г.М.

Литература:

Рачинский С.А. Сельская школа. – М.: Педагогика, 1991.
Соловьев И. С.А. Рачинский. Татевская школа. – Тверь, 2002.
Нилова Г. Педагогическое наследие С.А. Рачинского и современная сельская школа // Материалы областной научно-практической конференции. – Тверь. - 2003. - С. 11-17.
Лихачев А. Воспитание воли и благочестия // Школа. -1999. - № 5. - С. 22-29.
Речь учителя А.А. Серякова, сказанная на учительских курсах в Новгороде 5 июля 1902 г. в собрании, посвященном памяти С.А. Рачинского // Народное образование. - 1902. - № 9. -С.113-115.
Российское образование в лицах. С.А. Рачинский // Вестник образования России. – 2002. - № 17. - С. 3-7.
Лебедев Н.М. Выдающиеся педагоги Тверского края и их великие учителя. - Тверь, 2010.
.