Rss Feed

Вы здесь

Мина Лукич Колокольников (1708 – 1782)

305 лет со дня рождения

Мина Лукич Колокольников один из ярких и самобытных художников XVIII века. Прежде всего, этого выдающего деятеля искусств знают как лучшего из лучших мастеров-монументалистов. Он известен неповторимыми по красоте плафонами для залов дворцов и многочисленным сотрудничеством в работах по украшению официальных торжеств (например, коронация Елизаветы Петровны, оформление Царскосельского дворца, триумфальных ворот Елизаветы в Москве, Петербурге и Киеве). Будучи художником Синода Мина Лукич не оставил без внимания строящиеся церкви и храмы: им было написано значительное количество икон, среди которых 29 вещей для церкви Адмиралтейства (Санкт-Петербург) и работы для Воскресенского собора (Нилова пустынь). Но всего несколько десятилетий назад о нем заговорили как о талантливом портретисте. Мина Лукич Колокольников, как истинный художник, был мастером универсальным.

Мина Лукич Колокольников родился в 1708 году и происходил из крепостных Пафнутьево-Боровского монастыря, располагавшегося близ села Кравотыни на берегу озера Селигер. Род Колокольниковых подарил миру целую плеяду выдающихся художников. Художественные способности открылись у Мины Колокольникова ещё в раннем детстве. Его первыми учителями стали местные иконописцы. Художественный талант Колокольникова был вовремя замечен, и его отправляют в городок Осташков, где он смог обучиться художественному ремеслу у различных мастеров. В челобитной к императрице Елизавете Петровне он сообщал о себе: «...отцом моим был отдан для обучения иконописного и живописного художества во Осташкове, коему у разных мастеров несколько пообучился... и обучался живописному художеству у придворного портретного мастера... Ивана Никитина по 1754 год, с сего года у придворного портретного мастера Коровака, а у иконного Василья Василевского».

В 1730 году Мину Колокольникова приглашают работать художником при царском дворе, чему он был очень рад. Ему поручали разного рода работы, отказаться от которых он не имел права, так как находился в крепостной зависимости. Мина Колокольников вместе с братьями Михаилом, Федотом, Иваном-большим и Иваном-меньшим работали в Москве, Петербурге и других городах. В Москве Мина Колокольников занимался росписями головинского дворца, «поправлял живописным художеством московские триумфальные называемые Красные ворота, а в Санкт-Петербурге... в летних и зимних и Царском Селе дворцах плафоны, також в летнем дворце и в приворотную церковь образа, а в зимнем дворце комнатную воскресения Христова, в Царском Селе того же...». Вместе с братьями Мина Колокольников помогал итальянскому художнику Перезиотти создавать декорации для придворного театра.

С 1740-х годов становится одним из видных живописцев столицы. Его портреты пользовались большой популярность при дворе. Так в 1750 году, выполненный им портрет императрицы Елизаветы, украсил конференц-зал Академии наук. В эти годы он удостаивается права иметь собственную мастерскую и обзавестись учениками. В попечении у Мины Лукича было 20 учеников, что свидетельствует о большом объеме работ. При этом «вольную» М. Колокольников получил спустя годы.

Годы учебы у знаменитого портретиста XVIII века Ивана Никитина и работа помощником у талантливейшего живописца А.П. Антропова в Петербурге много дала художнику. Манера исполнения живописных работ Колокольникова в те годы была близка манере Антропова, что позднее привело к путанице в определении принадлежности отдельных полотен. Некоторые картины осташковского живописца долгое время приписывались А.П. Антропову. Вплоть до последней трети ХХ столетия считалось, что сохранился лишь один портрет кисти Мины Колокольникова. На сегодняшний день известны несколько картин этого интересного мастера: «Портрет И.Т. Мещерского» (1756), «Портрет А.И. Васильева» (1760), «Портрет молодого человека в голубом кафтане» (1730-1740-е годы), «Молодой человек в лиловом кафтане»,  «Мальчик», «Неизвестный в зеленом кафтане», «Портрет императрицы Екатерины II» (1762) , «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1753) и многие другие.

В Тверской областной картинной галерее хранится «Портрет князя И.Т. Мещерского» (1756), выполненный М.Л. Колокольниковым. В композиции работы художник попытался отойти от характерного для того времени парадного портрета. В раскрытии образа Мещерского живописец показал себя как мастер самостоятельного творческого мышления, своеобразный колорист. И хотя в фигуре изображенного есть некоторая скованность, не совсем точен рисунок руки, даже скрыта ее кисть, во всем остальном, особенно в лице портретируемого, чувствуется реалистический подход к трактовке образа.

Кисти Колокольникова в настоящее время исследователи приписывают также «Портрет Саввы Яковлевича Яковлева» (1767). Известно, что Яковлев, уроженец Осташкова, был владельцем многочисленных заводов и фабрик, отличался жестокостью и самодурством: «Неугодных ему людей... избивал или держал на цепи. Предание гласит, что подаренный им в петербургскую церковь Спаса на Сенной 500-пудовый колокол с языком, запертым на замок, мог звонить только с разрешения жертвователя». В этом портрете художник воссоздал убедительный по своей психологической трактовке образ человека сурового, имеющего деспотичный характер, нисколько не приукрасил властную и жестокую натуру Яковлева. Три портрета Саввы Яковлевича Яковлева, написанных Колокольниковым, хранятся в собрании Государственного Русского музея в Петербурге.

Умер Мина Лукич Колокольников в возрасте 72 лет в 1782 году в Петербурге. Работы, выполненные этим талантливым мастером, хранятся в Русском музее, в Государственном Эрмитаже, в Государственном Историческом музее, в краеведческом музее города Осташкова, в Тверской областной картинной галерее, в коллекциях других городов и частных собраниях.

А.А. Кайбалдиева

Литература:

Бойцова Т., Железнова М. Край вдохновения. – Калинин, 1986.

Мроз Е.К. Художники Тверского края. – Калинин, 1947.