Rss Feed

Вы здесь

Епископ Арсений Сухумский (Алексей Феодотович Изотов) (1823-1909)

190 лет со дня рождения

Алексей Феодотович Изотов родился 10 (22) января 1823 года в городе Осташкове Тверской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в духовных школах, в 1845 году закончил Богословский курс Тверской духовной семинарии. В дальнейшем продолжил образование в Могилевской области в Горыгорецкой земледельческой школе, которая готовила, кроме агрономов, управляющих, также и преподавателей естествознания и сельского хозяйства для духовных учебных заведений. Вернувшись в Тверь, с 1847 года Алексей Феодотович 30 лет преподавал физику, естественную историю и сельское хозяйство в Тверской духовной семинарии. Одновременно был наставником и помощником инспектора семинарии. По словам его учеников, это был «педагог от Бога», «объяснял все кратко, ясно и точно», был общителен и очень тактичен с учениками, чем заслужил большую любовь и уважение своих воспитанников. Изотов занимался не только преподаванием, но и наукой. Как член-корреспондент Вольного экономического общества, был награжден Малой серебряной медалью за свою активную деятельность. Ученый Комитет министерства государственных имуществ отметил его заслуги Большой серебряной медалью. «Неослабное стремление употребить все силы и способности на пользу и во благо и близким себе, и обществу, и церкви, происходило из его глубокого сознания долга и нравственной ответственности за каждое дело, которое ему поручалось. Ни один из его талантов не был зарыт в землю, и на каждый из них он приобрел другие таланты», - писал один из его учеников, П. Соколов в 1909 году. Постепенно круг преподаваемых А.Ф. Изотовым дисциплин расширяется. В 1866 году он, кроме физики и естествознания преподает также и греческий язык, и библейскую историю, и герменевтику. Вероятно, знали и ценили этого педагога и в других учебных заведениях города. В 1871 году была издана его книга «Записки о воспитании детей или правила педагогики, составленные для воспитанниц приюта Тверского Христорождественского девичьего монастыря». В 1858 году Алексей Изотов был рукоположен в сан священника и определен в Христорождественский женский монастырь, духовную связь с которым он поддерживал всю свою жизнь. С 10 апреля 1874 года А.Ф. Изотов служил настоятелем тверской Иоанно-Предтеченской церкви, а с 26 июня 1874 года исполнял еще и должность смотрителя Тверского Духовного училища. Через четыре года , 11 июля 1878 г. был возведен в сан протоиерея. Судьба его круто изменилась в 1880 году. Овдовевший священник 13 декабря 1880 года был принят в Тверской Успенский Желтиков монастырь, где 19 декабря постригся в монашество с именем Арсений. Началась другая жизнь, однако, не менее содержательная событиями и результатами деятельности. Уже на следующий год 58-летний образованный и деятельный Арсений был назначен настоятелем в сане игумена в Николаевскую Теребенскую пустынь, а в 1884 году возведен в сан архимандрита. Далеко не каждый церковнослужитель мог сделать столь быструю карьеру в преклонном возрасте, но организаторские способности архимандрита привели к его назначению настоятелем Русской посольской церкви в Константинополе, где он служил с 1885 до 1893 года. По возвращении в Россию, он получил настоятельство в одной из самых крупных московских обителей – Симонове монастыре. И вновь, в 1894 году был назначен на очень ответственную должность – начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме.

Через год, в начале 1895 года, Арсений был хиротонисан во епископа Сухумского. Опытного, дипломатичного архиерея руководство Синода использует на самых ответственных участках, наиболее важных для Русской Православной церкви. Десять лет на епископской кафедре были необыкновенно бурными, полными событий и трудностей. Несмотря на сложную политическую обстановку, епископ все время в разъездах по делам епархии. Ни одно сколько-нибудь важное событие не обходится без его внимания. Он присутствует при освящении училищ, школ, больниц, климатической станции. Проводит праздничные богослужения, всегда при очень большом стечении верующих. Принимает многочисленных посетителей. Совершает поездки по ближним и дальним монастырям, встречается с представителями власти в Закавказье. Пароходом, поездом, на своей карете и на перекладных, почти всегда в дороге. Ежегодно совершались и дальние поездки в Москву, Санкт-Петербург и, конечно, в Тверь, где у епископа было много друзей и родственников. Во время непродолжительных отпусков, собиралась к епископу Арсению вся его большая семья: дочь, зять, сын с женой, внуки, некоторые уже со своими семьями, друзьями. Но дела службы всегда были для него на первом месте. И снова он едет в Сухум, где в начале 20 века сильны были антирусские настроения, местные национальные разногласия, начинались беспорядки и волнения. Несколько раз Арсений обращался в Святейший Синод с просьбой отделить Сухумскую епархию от Грузинского экзархата, встречался с генерал-прокурором К.П. Победоносцевым, обер-прокурором В.К. Саблером и другими важными деятелями церкви. В его личных записях нашли отражение и сожаления по поводу недальновидной политики царского правительства по отношению к жителям национальных окраин, и критика местных властей, и размышления по поводу дальнейших действий в условиях обострения социальных и национальных противоречий. В 1903 году епископ Арсений был награжден орденом Святого князя Владимира второй степени за его упорный труд; он особенно дорожил этой наградой, так как все труднее становилась его миссия. «Стойкий работник русского дела на окраинах»,- так охарактеризовал епископа Арсения близко знавший его инспектор Тверской духовной семинарии Н.А. Фаворский. В 1905 году 82-х летний епископ Арсений подал прошение об освобождении его от управления Сухумской епархией и попросил назначения настоятелем Тверского Успенского Желтикова монастыря. Но и жизнь его «на покое» не была спокойна. Дела в монастыре были запущены в связи с длительной болезнью предыдущего настоятеля. Да и деятельная натура епископа Арсения требовала присутствия на всех важных праздничных городских богослужениях. Как видный и уважаемый архиерей, он часто делает визиты к тверским епископам и губернаторам, принимает у себя многочисленных посетителей. Много усилий было приложено к подготовке празднования 500-летнего юбилея памяти святителя Арсения Тверского. До последних дней епископ Арсений проводил службы и занимался делами монастыря. Скончался он в возрасте 86 лет 16 (29) апреля 1909 года и был похоронен в Успенском соборе Желтикова монастыря на почетном месте рядом с могилой тверского архиепископа Гавриила (Розанова). Присутствовали при погребении настоятели многих монастырей, архиереи Тверской, Орловский и Севский, Старицкий, многочисленные ученики епископа Арсения. «Епископ Арсений не любил много говорить. Он делал дело по совести и всегда так, чтобы цель достигалась прямым путем. Никогда его слова не оставались словами, а всегда переходили в дело», - в этом сошлись мнения всех, кто знал этого замечательного человека.

Н.Р. Козлова

Сочинения:

Записки о воспитании детей или правила педагогики составленные для воспитанниц приюта Тверского Христорождественского девичьего монастыря священником А. Изотовым. - Тверь, 1871.

Речь при наречении во епископа. «Приб. к «ЦВ». - 1895. - №5. - с 191.

«Святый град Иерусалим и другие святые места Палестины с указанием на важнейшие местности ее». - СПБ, 1896.

Слово преосвященного Арсения, епископа Сухумского, при открытии Василиско-Златоустовского женского монастыря // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде: еженедельное издание с прибавлениями. - СПБ, 1901.

Записки (продолжение) Арсения, епископа Сухумского с 1 января 1901 года. - Т. 5. - 1908.
ТГОМ, КП 25866, ф.р. -12, оп..1, д.4.
 
Литература:
 
Колосов В.И. История Тверской духовной семинарии. - Тверь. 1889.
Кончина и погребение Епископа Арсения, настоятеля Желтикова монастыря // Тверские епархиальные ведомости. - 1909. - №15-16.
П.А. Соколов. Поучение при гробе усопшего настоятеля Тверского Успенского Желтикова монастыря, преосвященнейшего Епископа Арсения, бывшего Сухумского // Тверские епархиальные ведомости. - 1909. - №19.
Списки архиереев Иерархии Всероссийской. - СПБ, 1896. - № 551. - с. 5.
 

Nike Air Max