Среди художников конца XIX – начала XX века особое место занимает Николай Петрович Богданов-Бельский. Он работал в жанре портрета, пейзажа, но основным для него стал бытовой жанр: свое творчество мастер посвятил деревенским ребятишкам.
Николай Петрович Богданов-Бельский родился 8 (20) декабря 1868 года в селе Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский р-н Тверской области). В фамилии художника спрессована история происхождения – Богом данный (незаконнорожденный) сын бедной бобылки из Бельского уезда.
Учиться грамоте Богданов-Бельский начал у звонаря по церковным книгам, а продолжил в 2-х классном Шоптовском начальном училище. Художественные способности стали проявляться у мальчика в возрасте 6-7 лет. Его заметил Сергей Александрович Рачинский, основатель народной школы в селе Татево и с осени 1878 по весну 1882 года Богданов-Бельский посещал эту школу. В 1881 году Рачинский отправил тринадцатилетнего отрока получать начальное художественное образование в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевской лавре, где мальчик проучился два года. С 1884 по 1889 гг. Николай Петрович учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями на пейзажном отделении были художники В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников.
В возрасте 16-ти лет в 1884 году Богданов-Бельский впервые принял участие в выставке с картиной «Еловый лес», которую похвалили Поленов и Левитан. Картину купил известный фабрикант и коллекционер Сапожников.
Дипломной работой в училище стала картина «Будущий инок» (1889). За это произведение Н.П. Богданов-Бельский получил по окончании училища Большую серебряную медаль и звание «классного художника». В 1890 году эта картина экспонировалась на выставке Товарищества передвижников и была высоко оценена знаменитым критиком и историком искусства В.В. Стасовым. После выставки картина была продана императрице Марии Федоровне. Копии картины были выполнены для П.М. Третьякова и В.В. Стасова.
После окончания учебы художник много путешествовал, побывал в Молдавии, на Ближнем Востоке, в Европе, в Константинополе. В 1889 году на горе Афон в Понтелеймоновском монастыре Николай Петрович познакомился с послушником-«богописцем» Филиппом, в дальнейшем художником Ф.А. Малявиным.
В 1894-1895 гг. Богданов-Бельский обучался в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской И.Е. Репина, а позже в мастерской Кармона в Париже.
Много сил и времени он отдавал работе над своей любимой темой, посвященной деревенским детям и школе. Именно на эту тему созданы наиболее значительные произведения. В 1890-х годах создает серию картин о школе С.А. Рачинского: «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897), «Проба голосов» (1899), «Сочинение» (1903), «Дети на уроке» (1903), «Между уроками» (1903) и др.
В 1899 году по просьбе императрицы Марии Федоровны художник пишет ее портрет. Впоследствии Богданов-Бельский поселился в Петербурге, стал модным салонным портретистом. Эта работа давала ему хороший заработок. «Вы не можете себе представить, - говорил он, как я не люблю эти официальные портреты. Но за них я получаю очень большие деньги. Вот и приходится приезжать в Петербург, набирать заказы у богатых и знатных людей и, обеспечив себя, возвращаться в деревню и работать над тем, что по сердцу».
Впервые в Удомельский край Богданов-Бельский приехал в 1907 году по приглашению художника А.В. Моравова, который в свою очередь был приглашен В.К. Бялыницким-Бируля: «Находясь в большой дружбе с художником Богдановым-Бельским, Моравов написал ему, красочно описывая здешние места и замечательные условия для работы, так что к группе собравшихся художников скоро присоединился Николай Петрович с женой Натальей Антоновной».
Бывшие ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества – А.С. Степанов, Н.П. Богданов-Бельский, В.К. Бялыницкий-Бируля, А.В. Моравов и С.Ю. Жуковский – объединились в тесное сообщество. Первоначально художники жили у дворян Колокольцовых в ус. Ворониха на оз. Кезадра, а Богданов-Бельский снимал комнаты в ус. Пожинки у петербургского художника Ильи Савича Галкина в четырех километрах от Воронихи.
«Александр Викторович Моравов и Николай Петрович были очень общительны с народом, - вспоминала со слов мужа Елена Алексеевна Бируля. - Стоило им появиться где-нибудь со своими ящиками с красками, как их тут же окружал народ, начиная с ребятишек и кончая старичками. Завязывался задушевный разговор».
Богданов-Бельский был очень добрый и жизнерадостный человек. Особенно много внимания и любви уделял он крестьянским детям, для которых в глубоких карманах его глубокой куртки всегда имелось большое количество леденцов и орехов. И дети, узнав его ближе, приветствовали особенно тепло, спрашивая при этом: «А когда же мы писать будем, мы за всегда рады для вас стоять и можем прийти к вам в Пожинки в новых рубахах. Мне мама сшила розовую рубаху, а Иришке – синий сарафан, и мамка наказывала, чтобы не грязнить, а то, мол, Николай Петрович беспременно будет с вас списывать». Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля помнит, что первый сбор земляники приносился ребятами прежде всего ему, Николаю Петровичу.
Живя в Пожинках, Николай Петрович написал интерьер “Лето” (комната с окном в сад, на подоконнике лежит кошка), “Деревня Устье”. Кроме этого писал этюды с деревенских детей и много рисовал.
В дальнейшем художники стали останавливаться в ус. Гарусово на озере Удомля. Усадьба принадлежала Надежде Михайловне и Михаилу Михайловичу Аракчеевым, дальним родственникам графа А.А. Аракчеева (1769-1834), который провел в Гарусово свои детские годы. В 1893-1895 годах в усадьбе работал И.И. Левитан (в т.ч. над картиной «Над вечным покоем»): «В гарусовском доме, где поселились художники, имелось восемь комнат: шесть внизу и две наверху, в мезонине. Моравов поселился в мезонине, Богданов-Бельский в первой комнате при входе в дом, остальные занимал Бялыницкий-Бируля с семьей. В Гарусово художники жили по зимам, обычно приезжали к рождественским праздникам, устраивали елку, на которую приходили крестьянские дети и взрослые» (Е.А. Бируля).
Но, судя по картинам и их датировке, уже в первые свои приезды Богданов-Бельский работал и в ус. Ушаковых на оз. Островно. А после того как Бялыницкий-Бируля построил в 1912-1914 г. дачу «Чайка» на берегу оз. Удомля, Богданов-Бельский стал останавливаться в Островно постоянно.
Сам Богданов-Бельский рассказывает об удомельском периоде своего творчества так: «После Парижа я увлекся «пленэризмом». Воздух, фигуры среди пейзажа, свет – вот чему с 1905 года я стал отдавать свое внимание. В Тверской губернии в Вышневолоцком уезде, целая колония художников, как Жуковский, Степанов, Бялыницкий-Бируля, Моравов, еще раньше их Левитан, а под конец, в октябрьскую революцию, К. Коровин, я – с 1907 по 1920 г. – жили и работали вместе среди природы, оставив мастерские. В 1910 г. я написал картину «Именины учительницы», отмеченную и печатью, и еще больше художниками-импрессианистами за те импрессионистские достижения, которых я добился в ней. Картина была на всемирной выставке в Риме (1911 г.) и Мюнхене». Картину «Именины учительницы» (1910) Николай Петрович писал на балконе дома Ушаковых.
В Островно Николай Петрович написал картину «Новые хозяева» (1913 г.). На ней изображен тот же островенский зал, что и на картине отца «Старый зал. Островно» (1912). Вероятно, немало и других его картин написано в ближайших к Островно и Гарусово местах, он тогда много работал. В гарусовском доме он написал картину «Подношение».
«Дольше всех в Островно жил Н.П. Богданов-Бельский, кажется с 1907 г., с перерывами, а потом с 1910 г. постоянно по летам, а с 1915-го по 1920-й безвыездно. Им написано здесь 375-400 картин». Также из произведений этого периода широкую известность получили картины «Виртуоз», «Деревенские друзья» (1912-1913), «Девочка среди берез» (1919), «Новые хозяева» (1913). 19 ноября 1914 года художник стал действительным членом Императорской Академии художеств.
В 1918 году Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля совместно с другими художниками, организовали в Твери Передвижную художественную выставку.
В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петроград, а оттуда в Латвию.
В 1920-х гг. культурную политику в живописи и искусстве в Советской России определяли сторонники формализма и абстракционизма. Приверженцам реалистической школы живописи приходилось очень и очень трудно, это отмечают в своих воспоминаниях многие художники. В своем письме к И.Е. Репину о мотивах отъезда художник пишет: «Из того, что я написал за эти годы (1917-1921), ничего не было выставлено в России. С большими трудностями и ухищрениями все это мне удалось вывезти в Ригу, где я живу с 15 сентября 1921 года».
С первых дней своего пребывания в Риге Николай Петрович развивает бурную деятельность. Художник тесно сотрудничает с русской эмигрантской прессой, в т.ч. с журналами «Слово» и «Перезвоны».
В 1928 году Богданову-Бельскому исполнилось 60 лет. Его активность по пропаганде русского искусства не спадает. По инициативе художника и при поддержке И.Е. Репина в Копенгагене, Берлине, Стокгольме, Праге, Осло, Амстердаме, Гааге, Белграде, Гетеборге, Хельсинки, Гамбурге прошли выставки русской живописи, на которые представили свои произведения Жуковский, Коровин, Малявин, Билибин и др.
Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в 1945 году в Германии и был похоронен на Русском кладбище в Берлине.
Современники называли Николая Петровича Богданова-Бельского певцом деревни, певцом крестьянских детей. 23 июня 2000 г. в с. Татево Оленинского района был торжественно открыт музей художника.
А.А. Кайбалдиева
Литература:
Бойцова Т.И., Железнова М.М. Певец крестьянских детей // Бойцова Т.И., Железнова М.М. Край вдохновения. – Калинин, 1986. – С.16-23.
Лебедев Н.М. Художник Н.П. Богданов-Бельский // Лебедев Н.М. Знаменитые россияне на тверской земле. – Тверь, 1998. – С.65-66.
Перевышко А. Николай Петрович Богданов-Бельский. От классической живописи передвижников к импрессионизму // Петербуржский художник. – 2005. – № 1.
Подушков Д.Л. Академик живописи Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) // Удомельская старина. – 2001. – № 31. – С.1-4.
Чарухчева Н. Солнечный человек // Автограф-art. – 2011. – №1 (2). – С.42-55.