Rss Feed

Вы здесь

Александр Викторович Моравов (1878-1951)

135 лет со дня рождения

Заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии Художеств СССР Александр Викторович Моравов вошел в историю искусства как мастер бытовой и историко-революционной картины, как портретист и один из основоположников советского индустриального пейзажа.

А.В. Моравов родился в семье врача в 1878 году на Украине, в селе Великая Мотовиловка Киевской губернии. Друзьями его отца, который увлекался поэзией, музыкой, изобразительным искусством, были знаменитые художники М.А.Врубель и Н.Н.Ге. Частые встречи, беседы с художниками, безусловно, повлияли на выбор юного Александра.

Воспитанник киевской художественной школы Н.И. Мурашко, а затем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик  прославленных русских художников А.Е.Архипова, Н.А. Касаткина, К.А. Коровина и В.А. Серова, он глубоко усвоил демократические взгляды на искусство. Его дипломную работу «Мать» высоко оценил  И.Е. Репин.

В 1904 г. за картину «Уборка картофеля» Моравов  был принят в члены Товарищества передвижных выставок. Моравов столкнулся с жизнью крестьян после того, как в 1903 г. он поселился в Тверской губернии. Художник писал в своей автобиографии: «В своих произведениях я всегда шел от темы. Тематическим содержанием моих картин того периода были главным образом жизнь, быт и труд наших крестьян на фоне родной природы. Тяжелый примитивный крестьянский труд на помещичьих полях и на своих полосках, необеспеченное полуголодное существование деревенской бедноты – все это мне хотелось показать в живописи. Я очень любил изображать солнечный свет и радостное ощущение жизни, связанное с созвучными яркими красками». Здесь он сложился как художник-жанрист и пейзажист.

Живя в Гарусове, работая над жанровыми картинами, Моравов внимательно и пристально вглядывался  в своих героев, стремясь проникнуть в их внутренний мир -   характер и индивидуальные особенности всегда интересовали  художника. Одним из лучших произведений этого жанра является картина «У окна. Портрет В.В.Ушаковой» (1907). Эта картина характерна для Моравова в том смысле, что у него почти нет «чистых» портретов на нейтральном фоне, и почти всегда изображение человека дается в интерьере, среди близкой ему обстановки, и с уголком природы за окном.

Подобный прием – характеристику человека через его окружение – мы встретим в творчестве Моравова еще не раз. Таков «Семейный портрет» (1918-1919гг.). Написанный в Гарусове, по-видимому, в один из лучших периодов жизни художника, портрет как бы излучает счастье и радость жизни - светлому одухотворенному облику молодой матери и ее маленького сына соответствует лучезарный день цветущего лета.

В работах того периода видно, как художника волнует и берет за сердце красота русской северной природы. Его пейзажи поэтичны, полны лирического чувства. Появился и излюбленный мотив – осень, когда золотая листва горит на солнце.

В 1917 году Александр Моравов горячо принял Октябрьскую революцию, поддержав ее своим творчеством и кипучей деятельностью. В 1923 г. Моравов вступил в члены Ассоциации художников революционной России (АХРР).

Новая действительность, новые впечатления, активное участие в жизни деревни, дали художнику материал для его первой картины, посвященной преобразованию деревни – «Заседание комитета бедноты» (1920-е гг.). Действие, изображенное на ней, происходит в одной из комнат бывшего помещичьего дома имения Гарусово на Удомле.

Развивая дальше крестьянскую тему, Моравов приходит к созданию одной из лучших своих картин – «В волостном ЗАГСе» (1928г.). Картина также вдохновлена тверской действительностью. Жених и невеста, молодые, жизнерадостные, счастливые – настоящие хозяева своей судьбы. Картина написана широко, ярко, темпераментно, в ней много искреннего и взволнованного чувства художника.

Много жизненных наблюдений и в картинах 1930-х годов, написанных в деревне Акулово Удомельского района. Лучшей из них является картина «Подсчет трудодней», полная солнца и радости. Моравов умел в будничном, повседневном, увидеть высокую поэзию, подняться над единичным фактом, дать художественное обобщение явлениям жизни. В каждой из его картин были созданы убедительные образы людей, глубокие по своей внутренней характеристике. Так открывается перед нами еще одна сторона таланта Моравова – его дар портретиста.

Самое главное в его портретах – одухотворенность изображенных людей, кого бы ни писал художник. Рабочий-ударник, студент, старая помещица  или молодая колхозница – в каждом человеке он умел найти самое главное, «зернышко» его души, поэтому каждый из этих портретов прекрасен и неповторим. Это умение вглядываться в душу человека сказалось и в детских портретах, созданных Моравовым.

Удивительно широка и разнообразна тематика его произведений. Здесь и строительство Волховстроя, и ленинская тематика, без которой не обходился в то время ни один значительный художник, тема гражданской войны и Советской армии. И во всех своих произведениях Александр Моравов предстает перед нами мастером интерьера, светотеневых разработок, прекрасным живописцем.

В течение своей жизни художник много занимался общественной работой – оформлял революционные праздники,  клубы, рабочий театр в Максатихе, участвовал в деятельности комитетов бедноты и в комиссии по охране памятников искусства.

Еще одной стезей для художника была его педагогическая деятельность. С 1918 по 1921 годы он вместе с другими художниками организовал и преподавал в Свободных государственных художественных мастерских  на даче «Чайка» в Удомле. В 1938-39 годах Моравов работал в студии военных художников, а с 1938 по 1941 год в Художественном институте имени В.И. Сурикова.

Более 40 художественных произведений этого замечательного мастера находится в Тверской областной картинной галерее. Среди них: «У окна (Портрет Варвары Васильевны Ушаковой)» (1907), «Старый зал. Островно» (1912), «Семейный портрет» (1918-1919), «Заседание комитета бедноты.1918»(авторское повторение одноименной картины), «Подсчет трудодней» (1930-1933), «Портрет Алексея Александровича Моравова, сына художника» («Вузовец на отдыхе») (1933).
Картины мастера можно встретить во многих музеях России.

А.В. Моравов умер в 1951 году. Но художник не ушел из жизни без следа. Он живет в своих творениях, в которые вложил жар своей души, горячую любовь к Родине, темперамент и мастерство.

Т.В. Платонова

Литература:

А.В. Моравов:каталог / вступит. ст.  Л.И. Кац. - Калинин 1979.
Кац Л.И. Художники в удомельском крае.- М.: Московский рабочий, 1983.
Зимина Н. Праздник на берегу озера  // Вестник Тверской областной картинной галереи. - 2009. - № 1-3.